"Отдел кадров". О Владимире Тарасове

      Владимир Константинович Тарасов - руководитель Таллиннской школы менеджеров. По образованию - физик. Закончил физический факультет Тартуского университета. Специальность - теоретическая физика. Учился также в Ленинградском университете. Занимаясь физикой, увлекался вопросами философии, социальной технологии. Дипломная работа была посвящена философии пространства.
      По словам Владимира Константиновича резких переломов в его жизни не было. Направление его деятельности и интересов менялось плавно. Таким образом, очень постепенно Владимир Тарасов "из физики попал в социальную технологию".
      Владимир Тарасов много занимался управленческой теорией и старался применять свои знания в работе. "А поскольку в советские времена что-либо свое применять было не просто, - говорит Владимир Тарасов, - то я старался как-то защищать свои мысли, а если не удавалось защитить, то все равно пытался применять их на практике, обходя запрещения. Другими словами - вел управленческую борьбу".
      Накапливался опыт, росло желание поделиться этим опытом с другими людьми. Поначалу Тарасов стал консультировать. "Я не думал тогда, что буду много лет преподавать управление, - вспоминает Владимир Константинович. - Я просто вырабатывал определенные системы и преподавал "постольку поскольку".
      Однако в 1982 году произошло событие, которое подтолкнуло Владимира Тарасова к будущей деятельности. Владимир Константинович работал заместителем директора небольшого эстонского предприятия. Тогда в Советском Союзе в моде у управленцев был "системный подход", и директор предприятия "заболел" этой идеей. Крайней позицией системного подхода стал тезис: изменить все!
      Предстояло провести дружескую встречу между однопрофильными латышской, литовской и эстонской фирмами. В рамках этой встречи традиционно проводились профессиональные и спортивные соревнования между коллективами. "Наш директор - поклонник системного подхода, - вспоминает Владимир Тарасов, - задал мне вопрос: "А почему бы нам не провести соревнования руководителей? Можешь ли ты подготовить такое соревнование?". Я - человек увлекающийся, - признается Владимир Тарасов, - Мне также очень помогла правильная постановка вопроса: как сделать так, чтобы на глазах у публики сравнить двух-трех руководителей, но не по "результатам деятельности колхоза за пятилетку"? Задача показалась мне очень интересной и перспективной. Я подготовил и провел семинар для руководителей. Он произвел большое впечатление на участников, а они, в свою очередь, - на меня. Я понял, что людям нуж-но помогать, их нужно учить. И не просто показывать, какой человек: плохой или хо-роший, а выяснить, что у человека получается плохо, а что - хорошо, и помочь развить необходимые навыки". Именно это, по словам Владимира Константиновича, и стало решающим толчком к открытию Школы.
      С 1984 года Школа стала работать постоянно. Называлась она по-разному. Первая важная дата в жизни Школы - 12 апреля 1985 года. Тогда Таллиннский горком комсомола издал постановление (конечно же, с ведома не только горкома партии, но и ЦК КПСС...), открывающее "Школу молодых руководителей (менеджеров)". "Именно это слово в скобках - "менеджеров", - утверждает Владимир Тарасов, - пробило громадную брешь в нашей управленческой ментальности, потому что до того момента это слово считалось на территории Советского Союза ругательным".
ОК: Как Вам удалось обосновать необходимость от-крытия школы с таким названием?
Владимир Тарасов: Я написал в ЦК КПСС, что если вовремя не развить систему подготовки менеджеров, то придет рынок и рухнет власть Коммунистической партии.
ОК: Как развивалось Ваше дело после 1986 года?
Владимир Тарасов: В 1986 году наблюдались две встречные тенденции. В газете "Молодежь Эстонии" вы-шла статья, в которой говорилось: "откуда у этих молодых людей с комсомольскими значками такая пагубная страсть к менеджменту?" Но в Москве ситуация уже менялась, и сначала "Комсомольская правда", а затем газета "Правда" поместили пять статей о нашей Школе. Этим они окончательно защитили наше начинание. В 1989 году был организован бизнес-лагерь на 500 человек в Украине в г. Бердянске.
ОК: Знаете ли Вы, как сложилась судьба участников того бизнес-лагеря? Можете назвать кого-либо, кто состоялся как менеджер?
Владимир Тарасов: Судьбы менеджеров не могут быть в отрыве от судьбы государства. Участники бизнес-лагеря были подхвачены волной кооперативного бизнеса. Практически все удачливые ко-операторы того времени получили "джентельменский набор" - дача, квартира, машина. Народ стал ленив и пассивен. Сравнительно легко было делать деньги. Поэтому подавляющее большинст-во прошедших обучение в бизнес-лагере смогли получить этот стандартный набор.
А затем началась другая волна - волна приватизации, разворовывания госимущества, госсобственности, а этому мы не учили. Известно, что большие капиталы делаются по-другому. Некоторые бизнесмены нажили капитал на торговле с зарубежными странами. В то время еще существовала "расстрельная статья" о валюте, и заниматься внешнеэкономической деятельностью можно было только по прямому разрешению КГБ. Об этом сейчас многие забывают. Мы же учили зарабатывать деньги своей головой. Поэтому сопоставлять успехи своих учеников я не берусь. Но, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что те, кто прошел тогда менеджерскую подготовку, в современные условия бизнеса вписались. Другое дело, что вопрос не только в деловых качествах, но и в том, насколько близко человек стоял к госсобственности и к власти.
ОК: Вы побывали в Америке. Каковы Ваши впечатления?
Владимир Тарасов: Я был в этой стране около года, и мои впечатления, наверное, уже неинтересны. В Америке все меняется очень быстро. И потом, быть представителем великой страны, неважно: официальным или неофициальным - одно дело, а другое дело сегодня... - "объяснять", что не все русские одинаковы. Не все жулики.
Но кое-что все-таки осталось неизменным. Обращает на себя внимание отличие в обучении бизнесу. Американское обучение - это обучение готовым технологиям. Наше обучение - это обучение тому, как строить технологию, когда ее нет. Необходимо знать не только готовую техно-логию, но и уметь ее строить. Более того, один раз построив, нужно уметь от нее отказаться. И все потому, что американская дорога - это шоссе, и сколько бы автомобилей не проехало по ней, она останется практически неизмененной. А вот если по нашей (российской ли, украинской, не важно) дороге проедет несколько автомобилей, то нужно будет ехать уже другой дорогой, потому что прежняя разбита. С технологией то же самое: несколько раз проехали и она разбита.
ОК: Вы думаете, что так будет происходить с нами всегда?
Владимир Тарасов: Нет, я думаю. Третья волна наступает тогда, когда рынок становится незащищенным. Российский, да и украинский рынок сейчас защищен от иностранных капиталов. Он защищен криминалом, отсутствием нормальной законодательной базы, неразвитой бизнес-культурой и так далее. Но как только эта защита рухнет, к слову, в Эстонии она уже рухнула, придет иностранный капитал и вытеснит с рынка отечественного предпринимателя. Следует также сказать, что предстоит и четвертая волна - это волна виртуального бизнеса.
ОК: На семинаре Вы рассказываете о восьми уровнях менеджмента. Восьмой наивысший уровень наступает тогда, когда руководитель может отстраниться от непосредственного управления, все происходит так, как если бы он в нем участвовал. На каком уровне находитесь Вы сами, ведь Вы тоже руководитель?
Владимир Тарасов: На всех одновременно. Потому что Школа - это организация не людей, а технологий. И в этом смысле я управляю не людьми, а технологиями.
ОК: Что означает "управлять технологиями"?
Владимир Тарасов: Если, к примеру, человеку предоставляют дороги, то ему хочется ими воспользоваться. Человек не поедет через канаву, через поле, если есть хорошая дорога. Управляет ли дорога людьми? Отчасти - да. На каком уровне управления находится дорога? Трудно сказать. Также трудно сказать это и обо мне.
Я просто предоставляю людям дорогу, и только.
ОК: Отличается ли цель семинара в Украине от целей Ваших предыдущих семинаров?
Владимир Тарасов: Самое важное на семинаре - его участники. У меня никогда не бывает жесткой программы.
Если смотреть упрощенно, то я ожидаю, что люди окажутся такими, какие были в Москве 2 года назад, поскольку бизнес в Украине развивается с известным отставанием. Но это будет неправильно, ведь люди-то жили... Они накапливали какой-то другой опыт, который тоже ценен, и мне интересно с ними поработать.
Наблюдая за московской аудиторией, заметно, как она меняется. Ушли в прошлое спортивные костюмы и соответствующий сленг. Практически восстановлен интеллектуальный провал. Возрос интерес к образованию. В Москве в настоящий момент, если человек пол-года не ходил на семинары, он чувствует себя "не в своей тарелке". А вот в регионах этого пока нет, присутствует известное самодовольство: чему еще нас могут научить? Но самоуспокоенность - это неготовность работать в новых условиях.
ОК: Чему Вы хотите научить участников семинара?
Владимир Тарасов: Во-первых, во время семинара участникам предлагается арсенал управленческих приемов, маневров, из которых каждый выберет то, что ему близко, один-два приема. Ведь когда человек приходит в арсенал он выбирает только одну-две единицы оружия, все унести невозможно.
Вторая задача в том, чтобы у менеджера появилось зрение, а именно - умение распознавать социальные технологии в том, в чем раньше он видел, например, стечение обстоятельств. Когда человек обретает это зрение, он начинает учиться вне семинара в процессе жизни, и это обучение протекает гораздо более эффективно.
ОК: А как насчет того, чтобы "учиться ставить це-ли, выходящие за пределы жизни"?
Владимир Тарасов: Действительно, цель, которая может быть достигнута при жизни, - не интересна. Нужно ставить себе цель, выходящую за пределы жизни. Но это уже для избранных.
Одна из целей семинара, которую я не назвал, - лишить человека права на незнание. То, что человек знает, он может и забыть. А вот если он лишен права на незнание, то обязан действовать. Например, если кому-либо скажут, что в 108-й квартире нужно починить кран, то человек может забыть о просьбе. Но если скажут, что в той же квартире по колено воды, то забыть это будет уже трудно. Именно потому, что во втором случае происходит лишение права на незнание.
ОК: Расскажите, пожалуйста, о планах Таллиннской школы менеджеров.
Владимир Тарасов: уже говорил о грядущей четвертой волне - волне виртуальной реальности. Интернет наступает и начинает теснить телевидение. Многие люди все больше вечеров проводят перед экраном компьютера, а не телевизора. А это означает, что телевидение, на основе которого сегодня строится любое государственное управление, вскоре уступит место Интернет. По-этому в Школе мы ставим за-дачу: строить виртуальное государство в бизнес-лагерях. Цель - определение новой социально-экономической ниши. Бизнес-лагерь длится 8 дней, и делается это для того, чтобы участники успели два раза поменять "правительство" в "государстве". Он представляет собой игру с комментариями. Все, что не является игрой, по моему мнению, из процесса обучения вообще можно исключать.