17 октября 2017 г.

Психотерапия «Мое кино» как метод работы с терапевтической группой.
Игорь Зорин.
2.8.2016
Я очень люблю кино. И все, что связано с ним. Может быть отчасти потому, что когда-то сам собирался поступать во ВГИК и снимать СВОЕ КИНО.
Идею создания нового метода психотерапии мне подсказал Карен Шахназаров. Не то что бы лично подсказал, а…
Как-то раз я смотрел телевизионную программу, в которой известный и мною любимый режиссер Карен Шахназаров рассказывал про съемки своего фильма «Американская дочь». Он поведал о том, что в чем-то эта картина о нем. У него тоже есть дочь, которую его бывшая жена внезапно увезла в Америку. И что у него не было возможности с ней видеться. И что, конечно же, во многом картина «Американская дочь» - это художественный вымысел, и что большинство эпизодов в ней придумано сценаристом. Но тут я услышал ГЛАВНОЕ. Шахназаров сказал что-то вроде того, что для него эта картина стала своеобразной ПСИХОТЕРАПИЕЙ, позволившей многое осознать и уже не так остро переживать расставание со своей дочерью.
Если вы помните эту пронзительную картину о любви отца к дочери, то наверняка помните на каком нерве она снята, сколько вызывает сильных переживаний у зрителя. Не случайно говорят «режиссер поделился со зрителями своими переживаниями». В этом и есть терапия.
Давайте подробнее остановимся на том, что же такое кинотерапия.
Мы привыкли к термину «кинотерапия», воспринимая его как метод, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога или психотерапевта. Формат может быть как индивидуальным, так и групповым.
Я же предлагаю к этому ряду «просмотр-обсуждение» добавить еще один технологический процесс . Это- съемка фильма. Хотя и съемку можно разделить на несколько этапов :
- вытаскивание из памяти психотравмирующего события (оно может быть связано с каким-то конкретным человеком (или группой лиц)) непрожитого до конца, «замороженного»;
- написание сценария ;
- подбор «актеров»;
- определение съемочной площадки;
- подбор кинооператора;
- репетиции;
- съемки;
- монтаж (если требуется);
- озвучивание, наложение музыки , голоса за кадром и т.д.
Таким образом, я предлагаю технологию назвать «ПСИХОТЕРАПИЯ «МОЕ КИНО» (mymoviepsychotherapy).
Технология включает в себя 3 этапа-процесса:
1. Cъемки фильма
2. Групповой просмотр фильма
3. Групповое обсуждение.

Технология «ПСИХОТЕРАПИЯ «МОЕ КИНО» помогает прожить «замороженную» психотравмирующую ситуацию (психотравмирующие отношения), «завершить гештальт». Как итог, отстраненно увидеть свою ситуацию в виде «произведения искусства» и оставить ее по ту сторону экрана, чтобы дальше по жизни ее не тащить на себе.

Цели психотерапии «Мое кино»:
1. Эмоциональное переживание и проживание («завершение гештальта») участниками группы актуальных на данный момент времени психотравмирующих событий и проблем;
2. Осознавание себя и переосмысление жизненной ситуации, проблем;
3. Определение своих целей и осознавание своих потребностей;
4. Развитие способности самонаблюдения и умения «включать» внешнее наблюдение;
5. Развитие способности к самораскрытию, искренности и выражению чувств;
6. Развитие способности нахождения в контакте с чувствами и мыслями других людей, способности к сопереживанию.

Безусловно, в рамках групповой психотерапевтической работы, которая ведется день или два, невозможно снять «полный метр» (полнометражный фильм). Это будет всего лишь отснятый эпизод или несколько эпизодов, объединенных в один сюжет.

Итак, Технология:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: «Съемки фильма»
1. Психотерапевт-ведущий рассказывает участникам группы, что и как будет происходить в группе;
2. Психотерапевт-ведущий предлагает участникам психотерапевтической группы подумать, какие психотравмирующие события из своей жизни они хотели бы обсудить в группе;
3. Психотерапевт-ведущий предлагает озвучить «в круг» тему (только тему!) своего будущего фильма. Например, «Разговор с отцом, ушедшим из жизни», или «Встреча с заклятым врагом», или «Разговор с бывшей супругой», или «Мой сон»
4. Психотерапевт-ведущий предлагает желающим снять свой фильм выбрать себе актеров и найти оператора (человека, чьими глазами будет снят фильм). Можно в собственном фильме сняться и самому, причем совсем не обязательно в роли самого себя.
5. Ведущий назначает время сценаристам для написания своего киносценария. Время назначается от 0.5 часов до 1,5 часов. Желательно писать (набирать тексты) киносценарии в компьютере, чтобы было удобно править (добавлять, убирать, заменять) , а также копировать для всех актеров, занятых в съемках.
6. Написание сценариев.
7. Подбор места съемок и реквизита
8. Печать сценариев и раздача актерам.
9. Авторское чтение сценария актерам.
10. Ответы на вопросы актеров. Если надо, то корректировка текста.
11. Запоминание текстов актерами. Репетиции.
12. Съемка эпизода (эпизодов)
13. Копирование отснятых материалов в компьютер.
14. Обработка фильма (если надо)

ВТОРОЙ ЭТАП «Групповой просмотр фильма»
1. Психотерапевт-ведущий предлагает участникам группы, снявшим свои фильмы, определиться, в какой последовательности будет проходить просмотр и обсуждение фильмов.
2. Ведущий предлагает автору первого фильма сказать несколько вводных слов о фильме (например, рассказать историю, которая развивалась до сюжета, снятого в фильме), ввести группу в свою ситуацию, рассказав о ней.
3. Ведущий предлагает автору фильма сделать какое-то обращение к членам группы перед просмотром премьеры.
4. Просмотр фильма

ТРЕТИЙ ЭТАП «Групповое обсуждение фильма»
1. Ведущий выдерживает небольшую паузу (до 3-4 минут) после просмотренного сюжета для того, чтобы участники группы еще немного «побыли в этом». Пауза также имеет психотерапевтический эффект.
2. Если Психотерапевт-ведущий заметил у кого-то из группы сильные переживания (эмоции), то он может начать с ним психотерапевтическую сессию.
3. Психотерапевт-ведущий предлагает автору фильма что-то сказать о фильме (сюжете). Если требуется, то происходит психотерапевтическая сессия.
4. Психотерапевт-ведущий сначала предлагает актерам, сыгравшим в фильме, высказаться, как им далась роль, что было сложно, что просто. Какие они испытывали эмоции? Что казалось естественным, а что надуманным и плохо поддающимся проигрыванию на съемочной площадке. При этом терапевт может помогать говорящему более точно произносить вслух названия чувств и эмоций, которые они возможно испытывали как на съемочной площадке (из актерской роли), так и во время просмотра фильма.
5. Психотерапевт-ведущий предлагает оператору тоже дать обратную связь.
6. Психотерапевт-ведущий предлагает высказаться всем желающим.
7. Психотерапевт может высказать свое отношение к фильму.
Вопросы к участникам группы:
Что запомнилось?
Что вызвало наибольшее впечатление?
Какие мысли и чувства испытывали герои фильма?
Какие мысли и чувства это вызывало у вас?
Все новости »